Мертв ли маркетинг? или Что такое маркетинг?

16.02.2011 | Маркетинг | | Комментарии к записи Мертв ли маркетинг? или Что такое маркетинг? отключены

Совсем недавно, несколько месяцев назад, судьба свела меня с человеком, который является управляющим очень крупным бизнесом. Нужно сказать, что этот бизнес пока не приносит никакой прибыли, но заинтересованные инвесторы (люди, стоявшие у истоков крупнейших мировых интернет-проектов) вкладывают в него миллионы долларов. Надо думать, что при таком уровне инвестиций о данном проекте через некоторое время заговорят многие. Разумеется, если дело пойдет на лад. 🙂

Так вот. Этот успешный и уверенный в себе человек, выпускник школы бизнеса Стэнфордского университета, произнес фразу, которая долгое время не выходила у меня из головы. Дословно он сказал следующее: «Мы считаем, что маркетинг уже мертв, сейчас все изменилось и работают совсем другие правила». Упс.

Эта фраза стала для меня толчком в поисках нового. В голове роились самые неприятные гипотезы и мысли: «может быть, я безнадежно отстал и не успеваю отслеживать современные тенденции в бизнес-технологиях?», «головастики из Стэнфордской школы бизнеса напридумывали нового, а я об этом ничего не знаю».

Долгое время я пытался найти ответ на эти и подобные им вопросы, но все поиски были тщетны. Ни статьи, ни блоги маркетинговых светил, ни бизнес-бестселлеры на Амазоне не давали вразумительных ответов. Это продолжалось некоторое время до момента, пока в моей голове, как пазл, не сложилась картинка объясняющая, что имел в виду мой знакомец-нувориш.

Ключом к разгадке стали три книги: «Новые правила маркетинга и PR» Дэвида Скотта, «Требуются управленцы, а не выпускники MBA» моего любимца Генри Минцберга, а также довольно скучная книжка Котлера «10 смертных грехов маркетинга». Собственно даже не сами книги, а мысли, на которые они меня натолкнули.

Все встало на свои места. Проблема состоит в том, что обладатель степени MBA из Стэнфорда использовал слово «маркетинг» в его «народном» значении. В большинстве случаев термин «маркетинг» в повседневной риторике бизнеса употребляется как синоним слова «продвижение»  (promotion) или, другими словами, любая деятельность, направленная на привлечение клиентов и овладение их вниманием (реклама, PR, прямой маркетинг, стимулирование сбыта и т.д. и т.п.). Судя по всему, именно это он имел в виду, когда говорил о том, что все изменилось.

Вот тебе и степень MBA. Что тут скажешь? И на старуху бывает проруха. Видимо, даже Стэнфордский университет не гарантирует качество бизнес-образования. 🙂 Впрочем, ничего удивительного, Том Питерс еще в 2002 году обратился к руководству Стэнфорда с просьбой аннулировать его диплом MBA (хоть и безуспешно). Может быть в консерватории что-то подправить? C другой стороны, университет ни причем. Здесь может быть уместной мудрая фраза кого-то из великих: «Задача пастуха лишь довести стадо к месту водопоя, а напиться животные должны сами». Другими словами, это задача студента глубоко и правильно воспринять науку, а не учебного заведения впихнуть знания. Но вернемся к маркетингу.

Теперь требуется внести ясность. Так мертв ли маркетинг? Указанную выше фразу (выпускника Стэнфорда) следует интерпретировать так: «Мы считаем, что старые правила продвижения уже не эффективны, сейчас все изменилось и работают совсем другие правила». Также стоит и перевести название упомянутой выше книги Дэвида Скотта — «Новые правила продвижения и PR». То же самое я могу сказать и о сотнях других книг, тысячах статей и т.п. вещей, использующих слово «маркетинг». Большая часть народа, неверно употребляющая это слово, делает это по причине своих заблуждений или намеренно, с целью привлечь внимание (как например Скотт, чтобы обеспечить «громкое» название своей книги).

У меня тоже нет сомнений в том, что подходы к продвижению сильно изменились в течение последнего десятилетия. Но разговоры о преждевременной гибели маркетинга — полный бред. А  ведь именно такое понимание формируется, когда слышишь подобные высказывания. Большинство предпринимателей и бизнесменов и так неверно трактуют понятие маркетинга. А отделы маркетинга компаний всех мастей представляют собой то, что на западе называют «T-shirt department». Отдел компании, занимающийся производством фирменных футболок, бейсболок и т.д. 🙂

Идем дальше. Существует множество определений того, что такое маркетинг. Они спорят друг с другом за академичность и научность формулировок. Для того чтобы рассеять весь этот туман, предлагаю очень простое определение: «Маркетинг — это наука об управлении бизнесом». Именно так. Маркетинг — это не просто реклама или PR (действия продвижения). Это совокупность знаний, методов и подходов, которые призваны облегчить (внести ясность, структурировать, систематизировать и т.д.) управление вашим бизнесом. А продвижение — лишь один из многих компонентов маркетинга.

Эта статья получилась довольно длинной и поэтому, чуть позже, я напишу отдельный пост о том, что такое маркетинг и почему он важен для бизнеса, а в заключение этого приведу еще одно существенное соображение.

Примитивное понимание значения маркетинга, демонстрируемое многими люди, с одной стороны вызывает недоумение, а с другой стороны создает прекрасные возможности для тех, кто знает истинное значение. Иначе говоря, если вы разбираетесь в маркетинге и умеете использовать это на практике, то у вас уже есть потрясающее конкурентное преимущество, а у ваших соперников его нет. 🙂 Игры же со словами, которые используют авторы современной бизнес-литературы, лишь укрепляют ваши позиции, т.к. вносят еще большее непонимание и смятение в ряды конкурентов. Спасибо им.

Резюме: Маркетинг живее всех живых. Маркетинг это не только (и не столько) продвижение или реклама. Знание и опыт маркетинга — источник мощного конкурентного преимущества.

Аминь.

hiddenz UTF-8
, , , . , , (, -) . , . , . :) . , , , . : " , , ". . . : " , -?", " , ". , . , , - . , , , , -. : " PR" , " , MBA" , "10 ". , , .
. , MBA "" "" . "" "" (promotion) , , , (, PR, , .. ..). , , , . MBA. ? . , -. :) , , 2002 MBA ( ). - ? C , . - : " , ". , , . .
. ? ( ) : " , , ". - " PR". , .. , "". , , , ( , "" ). , . - . , . . , "T-shirt department". , , .. :) . , . . , : " ". . PR ( ). , , ( , , ..) . . , , , , . , , , , . , , , . :) , -, , .. . . : . ( ) . - . .
Pin It

Похожие записи

Comments are closed.

« »

Scroll to top