На днях мне прислали интересный и глубокий вопрос, который можно кратко переформулировать так: “Мешает ли российский менталитет быть нашему бизнесу конкурентоспособным на мировых рынках? Якобы, у американцев бизнес-менталитет, и они ориентированы на деньги, а у россиян душа тонкая и все иначе. Мол, поэтому у нас все в бизнесе должно делаться “по-своему”, и/или именно поэтому мы и не добиваемся успеха на мировых рынках.”
Хороший вопрос требует ответа. 🙂
Во-первых, я редко использую слово менталитет, т.к. у него слишком размытое определение. На мой взгляд, это одно из тех «красивых и длинных» слов, которые произносят, когда умничают. Мне ближе другие слова — мировоззрение, система ценностей, взгляды, культура, мораль. Эти слова имеют более определенные значения и долгую историю. А если говорить проще — все это про некий привычный стиль мышления и принятие решений, которые определяют действия людей в жизни.
Во-вторых, я совсем немного общался с американцами для того, чтобы на моих наблюдениях можно было построить теорию. Значительно больше времени я провел с европейцами, но это совсем другая история. 🙂
Ну, а про россиян разумеется есть, что сказать.
Само предположение, что какие-то культурные особенности или мировоззрение мешает нашему бизнесу получить конкурентные преимущества, на мой взгляд, в корне ошибочно. Если следовать подобной логике, то японская культура имеет гораздо меньше общего с американской чем российская, но это не мешает японцам доминировать в электронике, автомобилестроении, оптике и еще сотне других отраслей в мире, и в США в том числе. И все это несмотря на 20-ти летний экономический кризис в Японии.
Кроме этого, я знаком очно и/или заочно с добрыми двумя-тремя десятками россиян, которые построили вполне успешный и крупный международный бизнес с офисами и основными продажами в США.
Еще один факт состоит в том, что сегодня российское общество достигло невероятного доселе уровня фрагментации, и говорить о среднем российском менталитете просто нет смысла. Информационные технологии, интернет и многообразие новых СМИ привели к тому, что население России (как, впрочем, и других стран) просто распалось на многочисленные племена, которые варятся в собственном соку. Кто-то очень похож на американцев, кто-то на индийцев, кто-то на китайцев, кто-то на европейцев. Средний россиянин такая же редкость, как единорог и становится все более редким с каждым днем. Еще лет 20-30 назад российское/советское общество можно было делить на общественные слои/классы, но сегодня это уже не слои и даже не ответвления. Их так много, что более уместным становится слово фрагмент.
Все выше сказанное дает основания полагать, что российский менталитет или мировоззрение просто неуместно рассматривать как нечто реально существующее. 🙂
Вторая часть марлезонского балета. Конкурентоспособность.
Еще одно “слишком общее” слово. Если переводить с журналистского на русский, то речь идет о привлекательности или потенциальной продаваемости российских товаров/услуг на мировых рынках.
Если такое определение брать за основу, то наши товары/услуги ни чем не хуже товаров/услуг произведенных в других странах. Совершенно очевидно, и история это подтверждает, что мы могли, можем и будем способны придумывать и производить такие штуки, которые будут пользоваться спросом повсюду, под нашим или иным брендом.
Часть три. Ориентированность на деньги.
Ой. Без всякого сомнения финансовая парадигма процветает в США, и поэтому их подвергают критике все кому не лень, начиная с их же собственных ученых и журналистов.
Однако, я бы еще десять раз измерил, чья ориентированность на деньги мощнее — американская или наша. Последние 20 лет капитализма в России показывают, что у нас ориентированность на деньги приняла форму национального бедствия. На мой взгляд, это первая причина того, что мы не конкурентоспособны на мировом рынке. Если бы россияне меньше ориентировались на деньги и больше на другие ценности, то все было бы иначе.
У американцев же все значительно сложнее и ориентированность на деньги, последнее, что позволяет им процветать. Возьмите список самых дорогих брендов мира. №2 — Apple и Стив Джобс — ориентированность на достижение и вызов. №4 — Google и Брин с Пейджем — ориентированность на будущее и нестандартные решения. №6 — Microsoft и Билл Гейтс — ориентированность на эго и снова вызов. №28 — IKEA — вообще частная компания из Швеции. 🙂 Кстати, в первой сотне 6 японских брендов.
Порой мне вообще кажется, что бизнес в России делается по заветам Остапа Бендера и очень похож на “честный/легальный способ отбора денег у населения”.
Часть четвертая и заключительная. Так в чем же дело?
Причин тому, что мы еще не завоевали мир очень много и менталитет лишь самая мелкая из них. Но все же кое-какие наблюдения позволяют мне согласиться с тем, что российских образ мышления создает нашим предпринимателям значительные проблемы в развитии собственного бизнеса.
Здесь нет ничего удивительного. Большинство людей, которые сегодня делают бизнес в России, являются продуктами все той же системы, которая 70 лет делала из креативных российских детей послушную серую массу (кстати, по иронии, основы этой системы были придуманы именно в Америке).
Вот лишь некоторые проблемы мировоззрения, которые мне приходится наблюдать в среде российских бизнесменов уже более 20 лет подряд.
- Местечковое мировоззрение. Мы мыслим масштабами “своей деревни” и строим бизнес в расчете на свой родной город/область, как максимум. Если бы после второй мировой японцы размышляли бы также, то сегодня они были бы отсталой страной.
- Все своими силами. Советская власть научила нас рассчитывать на самих себя. Поэтому, вместо того, чтобы отдавать специфические вопросы на откуп настоящим профессионалам, мы делаем все сами, и часто получается через ж…
- Изобрести велосипед. Убедившись что знания, которые заколачивала в нас школа и ВУЗ бесполезны, мы считаем что в реальной жизни все “по-другому” и предпочитаем учиться на собственном горбу (все проверить на себе), и каждый день “изобретаем велосипед”, затрачивая на это огромные усилия, время и деньги.
- Образование — это бумажка. И снова понимая, что в ВУЗах учат тому, что в жизни не пригодится, мы перестаем учиться, как только получаем диплом. После этого даже книжек не читаем.
- Успех определяется деньгами. Что значит быть успешным человеком? Ничего не поменялось — заплата, квартира, дом, машина, зарубежные отпуска. 70 лет ничего не было, теперь наверстать нужно. Слова достижение, самореализация, миссия вызывают у нас ироническую усмешку.
- Старый конь борозды не испортит. Советская власть научила нас подозрительности. Все новое воспринимается в штыки. Мы до разорения будем использовать старые методы, и даже если станет очевидно, что они не работают, к новым будем относится с великим скепсисом, и так их и не попробуем.
- Делай как все. Фабрика по производству серой массы сделала свое дело. Мы не стараемся найти “нехоженые тропы”, а наоборот, делаем то, что делают все, обрекая себя на убийственную конкуренцию, вконец растаптывая ростки собственного креатива.
- Чем беднее страна, тем богаче наряды. Истина, которая в работает во всем мире, а в России и вовсе стала стандартом де-факто. На внешний лоск в жизни или бизнесе тратятся такие деньги, которые способны нас пустить по миру или поставить под сомнение саму идею бизнеса.
- Я начальник, ты дурак. 70 лет партийной иерархии научили нас тому, к чему стоит стремиться. Власть, положение, уровень, статус. Если всю великую российскую человеческую энергию, которая тратится на достижение места в иерархии направить на инновации, то японцы будут нервно курить в стороне.
- Что такое эффективность? Моя практика преподавания показывает, что 98% всех слушателей просто не знают значения слова эффективность. Кто-то из мировых гуру бизнеса как то сказал, “выиграет та нация, у которой эффективность на душу населения будет выше”. По-моему, у нас почти нет шансов.
- Любовь к сложности. Это комсомол. Вспоминается анекдот про комсомольца, который гордо сказал “А мы не ищем легких путей!”. Вот мы и комсомолим до сих пор. Вместо того, чтобы упрощать (как американцы), мы все сильно усложняем. Если нам предлагают простое решение, мы встречаем его недоверием и скепсисом, и уж точно не готовы за него платить.
Такой вот получается ответ. 🙂
Иллюстрация: Фрагмент картины Маковского «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», 1869.
Похожие записи
4 комментария к "Виноват ли российский менталитет?"
« Где сколько зарабатывают? Клевая реклама #25: Про Игги, автобусы, вежливость, критику и клише »
Сергей, спасибо за мысли! Полностью разделяю позицию.
Почему-то вспомнила избитую фразу «вход-рубль, выход-два» и подумала, что если про суть фразы забыть..то классная эффективность, как Вы учили: выход/вход=эффективность:):)
А я и не слышал такую фразу. Но эффективность высокая. 🙂
Здорово!!!
И все-таки пока что не удается переубедить руководство по поводу того, что у нас могут сработать инструменты из книг мировых Гуру и правильных курсов. 🙂
P.S. А мне последнее время часто вспоминается фраза:
«Безвыходной мы называем такую ситуацию, выход из которой нас не устраивает.»
К сожалению такое руководство часто встречается.