Виноват ли российский менталитет?

08.08.2013 | Менеджмент, Блог | | 4 комментария

Российский менталитет

На днях мне прислали интересный и глубокий вопрос, который можно кратко переформулировать так: “Мешает ли российский менталитет быть нашему бизнесу конкурентоспособным на мировых рынках? Якобы, у американцев бизнес-менталитет, и они ориентированы на деньги, а у россиян душа тонкая и все иначе. Мол, поэтому у нас все в бизнесе должно делаться “по-своему”, и/или именно поэтому мы и не добиваемся успеха на мировых рынках.”

Хороший вопрос требует ответа. 🙂

Во-первых, я редко использую слово менталитет, т.к. у него слишком размытое определение. На мой взгляд, это одно из тех «красивых и длинных» слов, которые произносят, когда умничают. Мне ближе другие слова — мировоззрение, система ценностей, взгляды, культура, мораль. Эти слова имеют более определенные значения и долгую историю. А если говорить проще — все это про некий привычный стиль мышления и принятие решений, которые определяют действия людей в жизни.

Во-вторых, я совсем немного общался с американцами для того, чтобы на моих наблюдениях можно было построить теорию. Значительно больше времени я провел с европейцами, но это совсем другая история. 🙂

Ну, а про россиян разумеется есть, что сказать.

Само предположение, что какие-то культурные особенности или мировоззрение мешает нашему бизнесу получить конкурентные преимущества, на мой взгляд, в корне ошибочно. Если следовать подобной логике, то японская культура имеет гораздо меньше общего с американской чем российская, но это не мешает японцам доминировать в электронике, автомобилестроении, оптике и еще сотне других отраслей в мире, и в США в том числе. И все это несмотря на 20-ти летний экономический кризис в Японии.

Кроме этого, я знаком очно и/или заочно с добрыми двумя-тремя десятками россиян, которые построили вполне успешный и крупный международный бизнес с офисами и основными продажами в США.

Еще один факт состоит в том, что сегодня российское общество достигло невероятного доселе уровня фрагментации, и говорить о среднем российском менталитете просто нет смысла. Информационные технологии, интернет и многообразие новых СМИ привели к тому, что население России (как, впрочем, и других стран) просто распалось на многочисленные племена, которые варятся в собственном соку. Кто-то очень похож на американцев, кто-то на индийцев, кто-то на китайцев, кто-то на европейцев. Средний россиянин такая же редкость, как единорог и становится все более редким с каждым днем. Еще лет 20-30 назад российское/советское общество можно было делить на общественные слои/классы, но сегодня это уже не слои и даже не ответвления. Их так много, что более уместным становится слово фрагмент.

Все выше сказанное дает основания полагать, что российский менталитет или мировоззрение просто неуместно рассматривать как нечто реально существующее. 🙂

Вторая часть марлезонского балета. Конкурентоспособность.

Еще одно “слишком общее” слово. Если переводить с журналистского на русский, то речь идет о привлекательности или потенциальной продаваемости российских товаров/услуг на мировых рынках.

Если такое определение брать за основу, то наши товары/услуги ни чем не хуже товаров/услуг произведенных в других странах. Совершенно очевидно, и история это подтверждает, что мы могли, можем и будем способны придумывать и производить такие штуки, которые будут пользоваться спросом повсюду, под нашим или иным брендом.

Часть три. Ориентированность на деньги.

Ой. Без всякого сомнения финансовая парадигма процветает в США, и поэтому их подвергают критике все кому не лень, начиная с их же собственных ученых и журналистов.

Однако, я бы еще десять раз измерил, чья ориентированность на деньги мощнее — американская или наша. Последние 20 лет капитализма в России показывают, что у нас ориентированность на деньги приняла форму национального бедствия. На мой взгляд, это первая причина того, что мы не конкурентоспособны на мировом рынке. Если бы россияне меньше ориентировались на деньги и больше на другие ценности, то все было бы иначе.

У американцев же все значительно сложнее и ориентированность на деньги, последнее, что позволяет им процветать. Возьмите список самых дорогих брендов мира. №2 — Apple и Стив Джобс — ориентированность на достижение и вызов. №4 — Google и Брин с Пейджем — ориентированность на будущее и нестандартные решения. №6 — Microsoft и Билл Гейтс — ориентированность на эго и снова вызов. №28 — IKEA — вообще частная компания из Швеции. 🙂 Кстати, в первой сотне 6 японских брендов.

Порой мне вообще кажется, что бизнес в России делается по заветам Остапа Бендера и очень похож на “честный/легальный способ отбора денег у населения”.

Часть четвертая и заключительная. Так в чем же дело?

Причин тому, что мы еще не завоевали мир очень много и менталитет лишь самая мелкая из них. Но все же кое-какие наблюдения позволяют мне согласиться с тем, что российских образ мышления создает нашим предпринимателям значительные проблемы в развитии собственного бизнеса.

Здесь нет ничего удивительного. Большинство людей, которые сегодня делают бизнес в России, являются продуктами все той же системы, которая 70 лет делала из креативных российских детей послушную серую массу (кстати, по иронии, основы этой системы были придуманы именно в Америке).

Вот лишь некоторые проблемы мировоззрения, которые мне приходится наблюдать в среде российских бизнесменов уже более 20 лет подряд.

  • Местечковое мировоззрение. Мы мыслим масштабами “своей деревни” и строим бизнес в расчете на свой родной город/область, как максимум. Если бы после второй мировой японцы размышляли бы также, то сегодня они были бы отсталой страной.
  • Все своими силами. Советская власть научила нас рассчитывать на самих себя. Поэтому, вместо того, чтобы отдавать специфические вопросы на откуп настоящим профессионалам, мы делаем все сами, и часто получается через ж…
  • Изобрести велосипед. Убедившись что знания, которые заколачивала в нас школа и ВУЗ бесполезны, мы считаем что в реальной жизни все “по-другому” и предпочитаем учиться на собственном горбу (все проверить на себе), и каждый день “изобретаем велосипед”, затрачивая на это огромные усилия, время и деньги.
  • Образование — это бумажка. И снова понимая, что в ВУЗах учат тому, что в жизни не пригодится, мы перестаем учиться, как только получаем диплом. После этого даже книжек не читаем.
  • Успех определяется деньгами. Что значит быть успешным человеком? Ничего не поменялось — заплата, квартира, дом, машина, зарубежные отпуска. 70 лет ничего не было, теперь наверстать нужно. Слова достижение, самореализация, миссия вызывают у нас ироническую усмешку.
  • Старый конь борозды не испортит. Советская власть научила нас подозрительности. Все новое воспринимается в штыки. Мы до разорения будем использовать старые методы, и даже если станет очевидно, что они не работают, к новым будем относится с великим скепсисом, и так их и не попробуем.
  • Делай как все. Фабрика по производству серой массы сделала свое дело. Мы не стараемся найти “нехоженые тропы”, а наоборот, делаем то, что делают все, обрекая себя на убийственную конкуренцию, вконец растаптывая ростки собственного креатива.
  • Чем беднее страна, тем богаче наряды. Истина, которая в работает во всем мире, а в России и вовсе стала стандартом де-факто. На внешний лоск в жизни или бизнесе тратятся такие деньги, которые способны нас пустить по миру или поставить под сомнение саму идею бизнеса.
  • Я начальник, ты дурак. 70 лет партийной иерархии научили нас тому, к чему стоит стремиться. Власть, положение, уровень, статус. Если всю великую российскую человеческую энергию, которая тратится на достижение места в иерархии направить на инновации, то японцы будут нервно курить в стороне.
  • Что такое эффективность? Моя практика преподавания показывает, что 98% всех слушателей просто не знают значения слова эффективность. Кто-то из мировых гуру бизнеса как то сказал, “выиграет та нация, у которой эффективность на душу населения будет выше”. По-моему, у нас почти нет шансов.
  • Любовь к сложности. Это комсомол. Вспоминается анекдот про комсомольца, который гордо сказал “А мы не ищем легких путей!”. Вот мы и комсомолим до сих пор. Вместо того, чтобы упрощать (как американцы), мы все сильно усложняем. Если нам предлагают простое решение, мы встречаем его недоверием и скепсисом, и уж точно не готовы за него платить.

Такой вот получается ответ. 🙂

Иллюстрация:  Фрагмент картины Маковского «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», 1869.

hiddenz UTF-8  , : ? , -, , . , -, / . . :) -, , .. . , " " , , . - , , , , . . - , . -, , . , . :) , , . , - , , . , , , , , . 20- . , / - , . , , . , , (, , ) , . - , - , - , - . , . 20-30 / /, . , . , . :) . . . , / . , / / . , , , , , . . . . , , . , , . 20 , . , , . , . , , . . 2 - Apple - . 4 - Google - . 6 - Microsoft - . 28 - IKEA - . :) , 6 . , / . . ? , . - , . . , , , 70 (, , ). , 20 .
  • . /, . , .
  • . . , , , , ...
  • . , , - ( ), , , .
  • - . , , , , . .
  • . ? - , , , , . 70 , . , , .
  • . . . , , , , .
  • . . , , , , , .
  • , . , , -. , .
  • , . 70 , . , , , . , , .
  • ? , 98% . - , , . -, .
  • . . , !. . , ( ), . , , .
. :) : " ", 1869.
Pin It

Похожие записи

4 комментария к "Виноват ли российский менталитет?"

  1. Марина Нефедова:

    Сергей, спасибо за мысли! Полностью разделяю позицию.
    Почему-то вспомнила избитую фразу «вход-рубль, выход-два» и подумала, что если про суть фразы забыть..то классная эффективность, как Вы учили: выход/вход=эффективность:):)

    • Сергей Лукошкин:

      А я и не слышал такую фразу. Но эффективность высокая. 🙂

  2. Ольга:

    Здорово!!!
    И все-таки пока что не удается переубедить руководство по поводу того, что у нас могут сработать инструменты из книг мировых Гуру и правильных курсов. 🙂

    P.S. А мне последнее время часто вспоминается фраза:
    «Безвыходной мы называем такую ситуацию, выход из которой нас не устраивает.»

    • Сергей Лукошкин:

      К сожалению такое руководство часто встречается.

« »

Scroll to top