Эпоха бизнес-шарлатанов

24.04.2014 | Менеджмент, Блог | | 4 комментария

Картина Джованни Тьеполо Шарлатан

У какого врача вы бы хотели лечиться, у которого диплом инженера или диплом хирурга? Какому юристу, адвокату вы бы доверили свои дела, выпускнику сельхозакадемии или юридического института? Какого архитектора вы бы привлекли для строительства виадука, молодца с образованием филолога или парня со специальностью «мосты и тоннели»?

Глупые вопросы. Ежу понятно, что будет выбран настоящий специалист. Разумно, не правда ли? Зачем же нам дилетант или шарлатан в таких важных делах?

И замечательно! Но почему же мы, так часто, доверяем наши дела (бизнес) дилетантам и шарлатанам?

Первоначально шарлата́н (фр. charlatan от итал. ciarlatano) — бродячий торговец целебными средствами. Затем слово приобрело негативный оттенок. В настоящее время шарлатанство — вид обмана, в частности: использование в своей деятельности невежества и суеверия людей; представление себя специалистом в каком-то деле, не будучи таковым; намеренное использование в научной практике псевдонаучных методов; опора в научной и исследовательской деятельности на отвергнутые наукой методы вследствие отсутствия достаточной компетентности.

Сделайте очень простой тест. Посчитайте сколько ваших продавцов, маркетологов, рекламщиков, закупщиков, логистиков, кадровиков, управленцев и т.д. имеют профессиональное образование? Я имею ввиду не просто дежурное в/о, а специализированное образование, непосредственно связанное с их деятельностью. Бизнес-образование.

Удивительно, но сегодня, 90% всех упомянутых выше специалистов в 90% компаний не имеют никакого профильного образования или знаний. Странно, да? Причем это люди, от которых зависит львиная доля успеха вашего бизнеса.

Да бог с ним, с образованием (я вообще не люблю это слово, впрочем, всем известно какое качество у нашего в/о). Меня удивляет, как мало людей заняты повышением своей квалификации в принципе. Уточните у них сколько профессиональных книжек, курсов или семинаров они прочли/посетили за последний год? На какое кол-во профессиональных сайтов, журналов они подписаны? В каком кол-ве профессиональных форумов они активно участвуют? Какое количество профессиональных инструментов он используют в своей работе? Сколько новых методик они внедрили за последний год? А может они написали пару статей на профессиональные темы?

Результаты будут потрясающими. Эти ребята ничего такого не делают. Ровным счетом ничего. Создается ощущение, что вокруг одни шарлатаны. И это не ощущение, так и есть. Более того, за последние 20 лет в России стало нормой считать, что для работы в продажах, маркетинге, закупках, руководстве и т.д., профессиональные специалисты не нужны.

Стоит ли потом так сокрушаться, что не идет бизнес, падает прибыль, не взлетает новый продукт или не растет доля рынка?

Разумеется, кто-то скажет, а где же взять таких спецов, ведь их так мало на рынке труда. По-моему это очень слабая отмазка, если на второй чаше весов лежит успех организации, бизнеса и даже страны.

И последнее. Вообще-то я совершенно не против дилетантов, и более того, я очень люблю принимать их на работу. Слишком часто любители обставляют экспертов. Однако, в подавляющем большинстве случаев, дело приходится иметь не с дилетантами, а с воинствующими шарлатанами, которые прикидываются спецами и прикрываются стажем. 🙂

На иллюстрации картина Джованни Доменико Тьеполо «Шарлатан». Вообще, этот итальянец почему-то любил увековечивать шарлатанов, ниже еще одна. Взято здесь.

Картина Джованни Тьеполо Шарлатан

hiddenz UTF-8
Pin It

Похожие записи

4 комментария к "Эпоха бизнес-шарлатанов"

  1. Алина:

    Ну они в то время вообще очень любили над лекарями издеваться в искусстве. Один Мольер чего стоит. 🙂

    А еще, как показывает практика, не только стажем прикрываются, а дипломами очень любят маскироваться, ради которых отучились, но ни фига из учебы не помнять, да и не хотят. Насущная тема, да. Полгода в поисках хорошего медцентра…

    • Сергей Лукошкин:

      Ой, да. Сфера профессиональных услуг отдельный разговор. Кишит шарлатанами. Какую отрасль не возьми 90% всех компаний или индивидуалов кошмарные шарлатаны или просто откровенные мошенники.

  2. Михаил:

    Отлично написано. Я думаю все дело в стереотипе — все крупные ИТ компании созданы людьми с техническим ВО,
    Мне приходилось слышать мнение, что диплома МИФИ или МГТУ достаточно для успешного ведения бизнеса на любом уровне. При этом мой товарищ, кандидат наук из МГТУ, сказал что ему как раз не хватает бизнес образования для продвижения какой-то их новой разработки.

    • Сергей Лукошкин:

      «диплома МИФИ или МГТУ достаточно для успешного ведения бизнеса» — интересное мнение у кого-то. 🙂 Получается, что бизнес-науки, это что-то второстепенное и простое, что является дополнением ко «взрослому» образованию. О как!

« »

Scroll to top