Ну, может быть и не все, но многие точно. В 1969 году в Лоуренс Питер сформулировал правило, согласно которому в любой иерархической организации карьерное повышение получают люди, добившиеся высокой производительности на своем текущем уровне, но совсем не те, которые обладают способностями для новой должности. В результате, такие люди будут расти по карьерной лестнице до тех пор, пока не достигнут своей «позиции некомпетенции».
Другими словами, если парень – «лучший на деревне» продавец, то, при случае, он будет первым кандидатом на повышение на позицию начальника отдела. Если же счастливчик, проявит себя на позиции начальника отдела и станет лучшим, то его следующим шагом будет повышение на должность начальника департамента. В случае, когда и в новом статусе наш трудяга станет звездой, его непременно переведут в коммерческие директора и посвятят в члены иконостаса компании. Однако если новоиспеченный коммерческий директор окажется посредственностью, то … его никто не будет понижать! Он так и останется там, где он не способен стать лучшим или стать выше среднего уровня, на худой конец.
В итоге, если принять то, что принцип Питера соблюдается в большинстве организаций, то получается, что почти все начальники на самых разных уровнях иерархии – полные профаны и не оправдывают ни свои роли, ни свои зарплаты. Что уже говорить об эффективности таких организаций в целом, если ими руководят некомпетентные люди (мягко говоря).
Несмотря на некоторую комичность, в Принципе Питера есть сермяжная правда, и он хорошо знаком тем, кто получил классическое бизнес-образование. Однако, этот принцип – удивительная новость для всех остальных. А если учесть что в России, бизнес-образование, это музейная редкость, то делайте выводы.
Разумеется, не все так просто, есть и критика данного принципа, да и карьерные процессы и решения в компаниях бывают разными. Тем не менее, я неоднократно наблюдал принцип Питера в действии. Почему же он срабатывает?
Основных причин две.
- С одной стороны, назначать на верхние должности людей проявивших себя внизу, это самый простой путь. Не нужно напрягать мозг, разрабатывать требования к исполнителям и должностные инструкции. Кроме того есть железное оправдание – повышая Васю, лучшего в своем деле, мы растим свои кадры и вознаграждаем Васю за усердие.
- С другой стороны, в иерархических организациях работа более высокого уровня кардинально отличается от той работы, которая есть уровнем ниже. Сравнивать работу начальника отдела и продавца, все равно, что сравнивать ворона и письменный стол. А начальник департамента и коммерческий директор, как русалка и бульдозер. На каждом уровне содержание работы серьезно меняется. Именно поэтому звездные навыки, полученные на нижних уровнях, бесполезны для верхних и назначенцам приходится все начинать сначала. Известно, что кухарка не всегда способна управлять государством, даже если это самая лучшая кухарка в мире.
Оглядитесь вокруг, как много жертв Принципа Питера вас окружают? Может тот, кто сегодня утром брызгал слюной, такой же профан? 🙂
Еще статьи по теме
5 комментариев к "Принцип Питера или почему все начальники профаны"
« Какой должна быть правильная вывеска Клевая реклама № 38: Не совсем реклама »
Если к вышесказанному добавить то, что для движения по карьерной лестнице не важен когнитивный интеллект, значение имеет только социальный и эмоциональный интеллекты, то получается замечательная картина! 🙂
О, да! Но это уже ближе к эффекту Даннинга-Крюгера.
меня окружают такие ))) прям классический пример….. жеесть скажу я вам )) Надо на законодательном уровне разрешить вешать таких перед входом в офис )))
Я тоже нашел много примеров из жизни. Нужно идти получать бизнес образование срочно. Жалко денег нету.
Затраты на хорошее бизнес-образование, не затраты, а инвестиции. 🙂