Как вы себе представляете Генри Форда, основателя известной одноименной компании?
Я представлял себе автократического, жестокого и циничного буржуя. А вы?
Однако, после прочтения его книги «Моя жизнь и мое дело», мои представления сильно изменились. Нет. Кардинально изменились. Прочитайте обязательно. Искренне советую.
Человек, написавший эту книгу либо самый большой в мире лицемер, либо пишет правду. Мне показалось второе.
Первое, что удивляет, это то, что имидж бездушного автократа рассыпается и возникает совсем другое представление. Думающий, очень талантливый человек, внимательный к людям и тому, что происходит вокруг. Даже и не знаю под влиянием, каких книг и комментариев в адрес Форда в моей голове сформировался тот первый – автократ.
Что в книге? За основу Форд берет свои собственные принципы ведения бизнеса (их 4), а затем раскрывает каждый из них в отдельности в соответствующих главах. Вот эти принципы.
- Никакого страха перед будущим и никакого благоговения перед прошлым.
- Не ввязываться в конкуренцию.
- Служение обществу важнее получения прибыли.
- Производство не имеет ничего общего с покупкой за гроши и последующим сбытом по тройной цене.
Прочитайте книгу и вы обнаружите, что по прошествии почти 100 лет с момента выхода книги, многие из этих принципов по-прежнему остаются актуальными.
Если сегодня хотя бы половина «бизнесменов» брала за основу принципы Форда – мы бы пользовались куда более интересными продуктами и услугами.
Помните мою загадку «Кое-что про деньги …»? Именно об этой книге там шла речь. Кликните по ссылке и прочитайте некоторые отрывки.
Для меня это было путешествие в 1920-е в США. Ощущение было такое, что я погрузился в ту деловую атмосферу. Если вас цепляют менеджмент и маркетинг – вам тоже понравится. Уверен!
Ниже некоторые мысли, родившиеся у меня в процессе чтения.
- Местами книга может восприниматься как рекламный продукт, однако искренность и последовательность изложения очень подкупает и практически рассеивает предположения о том, что это пустые декларации или рекламные лозунги.
- Похоже, что принципы, на которых Форд строил свою кампанию ушли оттуда вместе с ним, т.к. текущая ее деятельность, (на мой взгляд, случайного наблюдателя) строится на совсем других идеалах.
- Не покидает чувство, что многие гуру бизнеса черпали свое вдохновение в этой книге. Том Питерс и Питер Друкер не исключение. Уж очень многие их идеи, были описаны Фордом еще в 1923 году. Или они не читали Форда? 🙂
- Помимо описания принципов и философии бизнеса в книге полно интересных практических идей для любого бизнеса.
- После прочтения книги Форда японский подход непрерывного совершенствования (родившийся в 1950-е годы) представляется лишь легкой надстройкой над подходами Форда. Правда-правда.
- Не смотря на то, что Форд прежде всего инженер, принципы на которых он строил свой бизнес очень близки к современным маркетинговым концепциям. Забавно, что повествование относится к тем годам, когда маркетинга не существовало ни как науки, ни как термина.
- В книге Форд подвергает неоднократной критике многочисленные «пороки» бизнеса, которые типичны для сегодняшних «бизнесменов». Удивляет, что эти пороки прекрасно дожили до нашего времени. Видимо такова сама человеческая природа. :)(Прав был Воланд – люди не изменились.)
ВАЖНО! Я обнаружил, что переводов этой книжки на русский есть несколько и многие из них никуда не годятся. Я рекомендую именно ту книжку, которую читал сам – Генри Форд, «Моя жизнь и мое дело» (аудиокнига MP3), издательство МедиаКнига, 2004.
Мне кажется, что такое отношение к Форду было сформировано еще в Советском Союзе. А потом просто не пересматривалась. У меня тоже в голове совершенно четкий образ человека, который беспощадной рукой загнал бедных рабочих на конвейеры за копейки.
Что меня просто поразило — так это то, что данную книгу издали в Советском Союзе еще в 1924 году!!! Вот доказательство — http://www.ozon.ru/context/detail/id/6443821/. Видимо издавали с купюрами, т.к. в той версии которую слушал я было много откровенных антисоветских высказываний.
У Форда есть ещё книга «Международное еврейство». Уж не знаю чем ему не угодили евреи, но думаю это связано с его опытом сотрудничества с некоторыми представителями этого «сообщества» которые склоняли его к максимальной коммерциализации его бизнеса.
Есть такое темное пятно на его репутации. 🙁