Как бы придумать какой-нибудь чумовецкий продукт или бизнес?!
Как победить проклятых конкурентов?!
Как найти и реализовать какую-нибудь офигенскую идею типа тех, что выдумывают Стивы Джобсы, Биллы Гейтсы и им подобные?!
– Сколько раз за сегодняшний день вы задавали себе подобные вопросы?
– Я?! Всегда! Ну, не меньше 10 раз в день. 🙂
– Ну и что? Наступают озарения?
– Мммм. Что-то не очень часто. 🙁
Представить только, сколько людей ежедневно пытается придумать какие-нибудь маломальские инновации. Но все тщетно. Вот если бы был рецепт создания таких инноваций. Или алгоритм какой-нибудь. Может программка? А?
И вроде бы есть куча всяких чудодейственных инструментов. Вот Майкл Портер, например. Сколько всего мужик напридумывал в области стратегии. Тут тебе и отраслевой анализ, и общие стратегии, и цепочка ценности. Но инновации как не перли, так и не прут.
А еще, лет 10-15 назад, стало модно ругать бизнес-стратегию (про нашу страну я вообще молчу). Мол «стратегия ничто – тактика все». Кроме этого рационально-аналитические подходы у большинства вызывают непреодолимую зевоту.
Ну, а что делать-то? Как снискать хлеб насущный? Непонятно. 🙁
Но в это самое время, в далекой американской глубинке два адепта рационально-аналитических бизнес-рецептов и стратегического подхода (У. Чан Ким и Рене Моборн) продолжали работать, работать и работать. Прошло лет 10, и труд был завершен. Уф! На свет появился-таки пошаговый рецепт разработки кардинальных инноваций, которые помогут создавать компании не менее успешные, чем например Apple, Microsoft, IBM или Ford Motors (на худой конец). Рецепт издали в виде книжки, которую нарекли «Стратегией голубого океана». Книжка стала бестселлером, а авторы стали жить-поживать и добра наживать. 🙂
Прежде чем купить книгу, я (как и полагается) стал искать ссылки и рецензии. Мало и все как-то невнятно. Всеобщий любимец – Том Питерс, например, по поводу «Стратегии голубого океана» ограничился весьма лаконичным высказыванием. «Популярная книжка», сказал он. Думай после этого что хочешь. 🙂 Что имел ввиду великий гуру маркетинга и стратегии? Неизвестно.
Но, как говорится — «Мы не привыкли отступать». Прочитал книгу я с удовольствием чего и вам желаю. А чтобы не быть голословным, ниже привожу некоторые свои впечатления от прочитанного.
Содержание книги в двух словах:
Совсем кратко.
Книга не про то, как бороться с конкурентами, а напротив, как забыть про конкурентов и создать новый рынок, на котором никаких конкурентов нет. Такой рынок авторы называют «голубым океаном».
Интересной особенностью книги является то, что авторы не просто рассуждают на эту тему, а описывают реальный пошаговый подход, ведущий к созданию инновации. Причем все это в стиле лучших традиций аналитической школы стратегии.
Подробнее.
Авторы сконцентрировались на поиске систематического подхода к созданию инноваций. Другими словами они разработали пошаговый метод, с помощью которого можно разрабатывать новые бизнесы и (главное) открывать новые рынки.
Прежде всего, книга предлагает выйти за рамки традиционных представлений о структуре вашей отрасли и рынка. Авторы считают, что ориентация на конкурентов приводит к тому, что с течением времени игроки любой отрасли начинают думать одинаково и их продукты становятся все больше и больше похожими друг на друга, что в итоге ведет к банальной ценовой конкуренции. Логично.
Тоже самое про рынок. Все участники отрасли склонны считать потребителями одинаковые сегменты рынка, и никто из них не пытается разрабатывать сегменты, которые считаются де-факто нецелевыми. Тоже логично.
Затем авторы предлагают вырваться за пределы методов Портера (дифференциация или управление издержками) и создать новую ценность для тех рынков, которые считались непривлекательными или вовсе не рассматривались. Прикольно.
Теперь о плюсах и минусах:
Плюсы
- Действительно новый и нестандартный взгляд на разработку стратегию
- Мало воды
- Есть новые интересные аналитические инструменты
- Подробное описание процесса использования предлагаемого подхода
- Много интересных и главное свежих практических примеров (хотя некоторые из них я, в отличие от авторов, не назвал бы очень успешными)
Минусы
- Авторы очень старались, но язык книжки все же академический и скучный
- На протяжении всей книги не покидает ощущение, что некоторые примеры просто подогнаны под концепции авторов
- Очень мало (один, два или три) примеров описывающих успешное внедрение авторских концепций на практике. Большинство примеров описывают то, что было сделано до того как авторы предложили свои концепции.
- Местами создается ощущение, что для многих вещей не нужно было разрабатывать новые инструменты, т.к. старые-добрые ни сколько не хуже. 🙂
- Описанный набор концепций, это хороший коммерческий продукт, который видимо успешно продается в рамках консалтинговой деятельности авторов
Резюме. Несмотря на то, что у меня к книге двойственное отношение, категорически рекомендую ее к прочтению всем, кто интересуется бизнес-стратегией, маркетингом, а также предпринимателям и руководителям компаний (любого масштаба).
Похожие записи
3 комментария к "Как создавать классные бизнесы? Анти-Портер или «Стратегия голубого океана»"
« Фотообъектив с функцией телефона (скоро еще и крестиком вышивать будет) Про предпочтения потребителей »
Блог Ваш затянул)
Про книгу: по описанию чем то похоже на Латеральный маркетинг Котлера, нет?
Не читал такого Котлера. 🙁 Поищу. 🙂
Любопытная кстати книга несмотря на то, что уже не свежак(2003). Интересно будет Ваше мнение узнать) Недавно в магазине наткнулась на нее и там же всю прочитала)естественно сразу после прочтения купила))Авторы Котлер и Фернандо Триас Де Бес.